Главная
 
Киев - Домашний мастерВторник, 07.05.2024, 13:39



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории раздела
Освещение [2]
Роль цвета в интерьере [7]
Перепланировка и реконструкция жилья [11]
Ремонт и отделочные работы [0]
Обставляем жилье [0]
Оформление окон [0]
Шитье в интерьере [0]
Растения в доме [0]

Наш опрос
Как по Вашему, нужна ли такая услуга, как "Домашний мастер"???
Всего ответов: 140

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Практика создания интерьера » Роль цвета в интерьере

Сочетаемость цветов

Сочетаемость цветов


Три цвета — красный, желтый и синий — называют основными. Из них, а также из белого и черного цвета, можно получить все остальные. Перемешивание желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим — зеленый, синего с красным — фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют дополнительными цветами цветового круга. В кругу синий находится против оранжевого, красный — против зеленого, желтый — против фиолетового. Эти сочетания цветов называются взаимодополняющими. Размещенные рядом, они теряют свою яркость. Воздействие цвета, впечатление от него зависят от того, с каким цветом он соседствует. Так, лимонный цвет кажется светящимся на черном фоне и теряет яркость на белом. Лучший фон для оценки цвета-серый. Как правило, для стен помещений подбирают цвета, полученные смешиванием чистого цвета с серым или белым. Цвета, часто использующиеся в интерьерах, получаются при смешивании с белым или черным. Белый с желтым дает кремовый, с синим — голубой, с красным — розовый, черный с желтым-бронзовый, с синим — иссиня-черный. Ощущение пространства в помещении создается контрастными сочетаниями. Пестрый контраст достигается при использовании различных, иногда взаимодополняющих цветов (желтый — фиолетовый), цветов различной яркости, сочетании светлых и тем ных участков (черный — белый), цветов различной насыщенности, разных по силе (красный — серый).

Контрастные цвета, постоянно находящиеся в поле зрения, могут раздражать. Следует избегать особенно резких контрастов на стене, которая всегда перед глазами в рабочей комнате, а также в аналогичных местах на полу (к примеру, ковер на полу у телевизора). Контрасты всегда подчеркивают ось симметрии и центр внимания, расставляют акценты и точки над «i». На больших площадях контрастные цвета выглядят аляповато. Черный квадрат в белой рамке смотрится совсем не так, как белый — в черной. То же относится к красному и желтому-проверьте сами.

Как выглядит комната: возбуждающе либо успокаивающе, холодно или тепло — зависит прежде всего от цвета стен. Стены светлых, холодных тонов зрительно несколько «удаляются», а глубоких, теплых — как бы приближаются к нам.

Белый цвет потолка не обязателен. Если вы хотите, чтобы просторное, но низкое помещение казалось выше, окрасьте стены в теплый, довольно насыщенный цвет, а потолок — в прохладный, светлый (светло-голубой или зеленоватый). В очень высоких помещениях, которые встречаются у нас чрезвычайно редко, потолок может быть чуть темнее стен.

Полы не окрашивают в слишком светлые тона. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает в человеке чувство неуверенности — ему нужна темная «почва под ногами». Кроме того, белый пол непрактичен. Однако пол не должен быть и излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Маленькие комнатки кажутся больше, если продолжить пол полосой того же цвета на стене. Пестрые декоративные элементы, узоры на полу больших размеров воздействуют на человеческую психику как преграда.

Хорошо, если в помещении используются оттенки не более чем трех цветов цветового круга. Или по меньшей мере следует отказаться от гаммы одного из основных цветов (красного, желтого, синего). Яркость цвета подчеркивается, если он встречается в помещении несколько раз, но один цвет суммарно должен встречаться меньше других цветов, вместе взятых.

Каждый человек воспринимает цвет по-своему. Покажите людям голубовато-зеленый лист. Один человек скажет, что это лист зеленого цвета, другой — синеватого. Насыщенность одного и того же цвета может быть различной. Так, тюль кажется светло-коричневым, если он задернут и через него светит солнце. Если же собрать тюль в сборку и стянуть подвязкой, он станет значительно более желтым. Добавка серого, черного делает цвет более темным и более умеренным. Если мы будем добавлять к какому-либо цвету серый, то постепенно придем к оттенку серого. Как правило, мы хорошо различаем холодные оттенки серого цвета, происходящие от синего, и теплые — от желтого или красного. Хотя все понимают, что значит «холодный» или «теплый» цвет, дать научное обоснование такому делению нелегко. Возможно, человеческая психика ассоциирует синюю гамму со снегом и льдом, а красную и желтую — с солнцем и огнем.

Эксперименты психологов подтвердили специфику восприятия цвета: пока мастерская была окрашена в голубой, работницы жаловались на недостаток обогрева. После того, как их перевели в такой же цех, но красновато-песочного цвета, жалобы прекратились. Поставьте себе рядом желтый и синий круги, и вы увидите, что желтый словно лучится, тогда как синий создает впечатление замкнутости и глубины. Цвет баланса между синим и зеленым — это цвет отдыха, равновесия, иногда даже скуки («тоска зеленая»). Цвета несколько меняются в зависимости от формы. Треугольные, остроугольные, многоугольные формы ближе к броским, ярким цветам. Более тихие округлые родственны скорее глубоким и темным тонам — от сине-зеленого до черного. Поэтому темные цвета приглушают, сглаживают эксцентричные, необычные формы. Простым силуэтам гораздо больше идут светлые тона.

Цвет воздействует и на восприятие объемности. Нежные пастельные тона могут компенсировать чрезмерную строгость объемов (но следует быть осторожным, чтобы это не выглядело смешно).

Ажурные, резные, решетчатые вещи склонны к темным цветам. Тонкие перила должны быть скорее темными, а объемные балясины — светлыми. Любая рельефная поверхность словно добавляет в цвет немного серого.

Она делает его более интересным, но чуть менее ярким. Сравните для примера один и тот же цвет на бумаге и на ткани. Цвет ткани будет мягче, сочнее благодаря ее живой фактуре. Рельефность ткани создается составляющими материю нитями, каждая из которых дает немного тени. Поэтому цвета рельефных обоев, обоев с напылением кажутся более глубокими. По той же причине красный цвет шерстяного ковра с высоким ворсом будет выразительнее красного цвета гладкого ковра. Солома, дранки, бамбук, лоза уже самой своей природой придают колориту особую изменчивость, и очень часто даже новые вещи, изготовленные из этих материалов, словно несут на себе налет времени. Искусственное освещение всегда подчеркивает рельефность.

Блестящая поверхность делает цвет более ярким и агрессивным. Цвет, который на бархате или атласе может выглядеть прекрасно, на ситце может оказаться безвкусным. Рядом с красным желтый выглядит зеленоватым, а в красном добавляется пурпура. Это вызвано влиянием взаимодополняющих цветов. Любой цвет в соединении с другим передает ему небольшой оттенок своей противоположности.

Зеленый в цветовом круге противоположен красному, а фиолетовый — желтому. Тот же фиолетовый рядом с красным синит, а красный приближается к оранжевому. Более оранжевым становится и желтый рядом с зеленым, а зеленый в этом случае голубеет. Синий рядом с красным принимает зеленоватый оттенок, а красный становится чуть оранжевым. Синий рядом с желтым получает оттенок фиолетового, а желтый с синим — оранжевого. То же относится и к производным от них цветам (красный/розовый, желтый/кремовый, синий/голубой и т.д.). По той же причине два холодных цвета, помещенных рядом, обычно чуть «теплеют».

С двумя теплыми цветами в сочетании происходит обратное, они становятся гораздо холоднее.

На вкус и цвет приятеля нет. Каждый воспринимает цвет по-своему, и лишь некоторые правила можно признать общими. Так, темные тона придают печали, а светлые веселят. Теплые цвета более возбуждающие, а холодные — успокаивающие. В теплых больше динамизма, холодные располагают к отдыху. В спальне не вешают красных занавесок, а полностью серая кухня не пробудит аппетита.

Что касается «тяжелых» и «легких» цветов, то психологи доказали, что ящики одного размера и веса могут характеризоваться грузчиками как тяжелые или легкие в зависимости от цвета, в который они окрашены.

Желтый цвет — это цвет земли, один из самых жизнерадостных и активных. Лучезарный чистый желтый считается слегка экстравагантным и поверхностным. Его применяют при лечении неврастении, депрессии. Соломенные и золотистые оттенки желтого иногда быстро начинают казаться немного пыльными.

Синий успокаивает своей глубиной. Темно-синий цвет, сближаясь с черным, грустен. Синий цвет используется для снятия нервного напряжения, он снижает кровяное давление, выравнивает дыхание, подвигает на созерцание и углубление в себя. Чем светлее голубой цвет, тем более далеким и равнодушным он кажется. Голубые тона способствуют отдыху, умственному труду, работе мысли.

О зеленом цвете, производном от синего и желтого, говорят, что он недвижен и не пробуждает ни страсти, ни печали. По мнению психологов, тоску называют «зеленой» не случайно. Тем, кто склонен к меланхолии, не рекомендуется подолгу находиться в помещениях, выдержанных в зеленых тонах. Не подходит зеленый цвет и для столовых: он бывает скучен и может ухудшить аппетит. Но зеленый зеленому рознь.

Добавка желтого придает зеленому жизнерадостность, а зеленый, близкий к синему, приобретает серьезность, рождая чувство удовлетворенности. Сине-зеленые нотки годятся для рабочего кабинета, библиотеки. Бывают и очень живые зеленые оттенки: цвета молодой травы, липовой листвы. Сдержанность зеленого делает его идеальным цветом для строгих интерьеров. Зеленый — неизменный спутник стиля ампир и любой мебели из красного дерева, теплоту и блеск которого он подчеркивает так же, как и роскошь любой позолоты.

Красный цвет наиболее пылок и страстен, но он не лучится страстью как желтый, а горит внутренним огнем. Отдельные оттенки его могут быть чуть теплее (пронзительный светло-красный) или холоднее (багровеющий красный с примесью синего). Раздражающий красный цвет стимулирует, ускоряет дыхание. В красных спальнях чаще снятся кошмары. Великолепие красного прекрасно гармонирует с золотом. Красный цвет ассоциируется у нас с кровью, как синий — с небом и водой, которые никогда не утомляют, зеленый — с лесом и преградой, а оранжевый — с апельсином и огнем.

Оранжевый цвет сочетает в себе черты красного и желтого. Это теплый, немного возбуждающий цвет, улучшающий пищеварение и слегка ускоряющий сердцебиение. У кого-то он вызывает ощущение блаженства, благополучия (оранжевые одеяния буддистских лам, кришнаитов), кого-то раздражает своей яркостью и почти эйфорической легкомысленностью. Некоторые оттенки светло-серо-оранжевого теперь довольно популярны.

В католических странах фиолетовый является цветом траура (хризантемы, все старые сорта которых были фиолетовыми, в день Всех Святых, осенний день поминовения, приносили на могилы). Фиолетовые и сиреневые тона ассоциируются со старостью, и чем более насыщен этот цвет, тем сильнее он навевает грусть и скорбь.

А вот в Китае цветом траура считается белый. Интересно, что такую функцию он выполнял раньше и у белорусов, а возможно, и у всех древних славян. Существовало традиционное противопоставление красного как цвета жизни, энергии, этого мира и белого как цвета чистоты и мира иного. Белый имеет также символическое значение молчания (сравните «белое безмолвие»). «В белой форме самое чистое содержание», — писал Томас Элиот. Белый — это ступень бесчувствия цветов, знак ясности и чистоты. Ослепительно белый цвет утомляет. Наедине с белым трудно, зато употребленный как фон, он подчеркивает значимость любого другого цвета.

Черный, цвет ночи и тьмы, так же безмолвствует, но это молчание полно безнадежности. В интерьере он важен для создания контраста с белым и другим цветами. Часто его можно заменить темно-синим.

Серому, происходящему от черного и белого, недостает жизненной силы. Если в его основе лежат черный и желтый или черный и красный, он кажется более светлым и более легким. Нельзя не отметить красоты и спокойствия природных оттенков серого (камень, ткани и т.д.).

При искусственном освещении лампами накаливания восприятие цвета становится несколько другим, чем при естественном. При вечернем освещении немного выигрывают теплые цвета. В свете лампочек мало фиолетового и много желтого и красного, поэтому кожа по вечерам кажется рыжее, чем днем, красное дерево — живее, белое и бесцветно стеклянное иногда кажется желтоватым, черное — каштановым, а синее чуть чернеет.

Цвета неодинаково поглощают свет: «светлые» отражают больше света, «темные» — меньше.

Освещенность помещения зависит от цвета стен, пола и потолка. Вот сколько света отражают, рассеивая, различные цвета (в процентах):

белый        

 84
светло−кремовый
      73
темно−кремовый
     70
лимонный   

 70
желтый золотистый
              63
явор          

 52
природный камень 

 около 50
голубой      


49
светло−серый     

      48
бежевый    

 43
розовый     

 40
цвет морской волны


         36
дуб            

 33
коричневый
 32
синий бирюзовый

     27
красный     

 22
зеленый травяной
      20
орех          

 17
красное дерево 

    12

Цвета отражают свет и отражаются вместе со светом. Значит, при подборе цвета нужно думать не только о каждом отдельно взятом и о сочетаемости цветов, но и том, будет ли помещение слишком или недостаточно светлым, о возможности изменения цвета на свету и в результате их взаимного влияния.

Трудно выбрать ткань по маленькому лоскутку, трудно оценить цвет материала по маленькому образцу. На большой поверхности цвет часто выглядит совсем не так, как на малой. Кроме того, цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, под ногами он или над головой, «лежит» или «стоит».

Желтое ковровое покрытие создаст ощущение зыбкости, неуверенности, тогда как желтый оттенок стен воспринимается нормально. Яркие и темные цвета должны занимать в основном горизонтальные плоскости (пол, тахта, ковер), а неяркие и светлые — наоборот, вертикальные.

Чтобы серый цвет «потеплел», рядом с ним должен оказаться холодный цвет. Теплый цвет на сером делает его более холодным. Любой цвет рядом с серым выглядит более блестящим.

На черном все цвета становятся светлее и «тоньше». На фоне черного пола цвет светлых ковров, стен, мебели станет немного более «гулким». Но черного и не должно быть видно слишком много!

Если черный и серый заставляют все прочие цвета сверкать, истощая их, то белый, наоборот, делает цвета интенсивнее. На белом фоне любой цвет становится «толще», сильнее. Белый фон словно отнимает белизну у самого цвета.

Белый цвет — идеальный фон для комнаты, перегруженной мелкими предметами: книгами, вазами, картинами, комнатными цветами. Большие белые (или серые) поверхности абсолютно необходимы, когда нужно сгладить, нейтрализовать противоречие двух цветов, вынужденно соседствующих в одном помещении.

Чеховская героиня возмущалась пошлостью «зелененького пояска на красном платье».

Действительно, сочетание двух взаимодополняющих цветов (красный/зеленый, желтый/фиолетовый, синий/оранжевый) выглядит несколько экзальтированно. В таком сочетании красный становится еще краснее, зеленый — зеленее, и оба кажутся довольно-таки грязными и режущими глаз. Вместе их можно употреблять разве что призвав на помощь белый цвет. Конечно, «мелкое хулиганство» иногда бывает оправдано: зеленая подушка на красном диване не будет выглядеть отвратительно, но красный диван на фоне зеленоватых обоев вы вряд ли решитесь поставить. Впрочем, небольшое смещение нюансов устраняет безвкусицу. Так, об алых цветах на зеленых стеблях на фоне зеленых листьев, которые мы наблюдаем в природе, никто не скажет, что они некрасивы. Все дело в тонких нюансах зеленого и красного, которые у растений очень редко бывают «чистыми».



Источник: http://www.vnutri.com/practics/color/08.html
Категория: Роль цвета в интерьере | Добавил: lactop (02.12.2009)
Просмотров: 5093 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [07.05.2024]
    (0)

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz