Главная
 
Киев - Домашний мастерЧетверг, 09.05.2024, 02:33



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории раздела
Освещение [2]
Роль цвета в интерьере [7]
Перепланировка и реконструкция жилья [11]
Ремонт и отделочные работы [0]
Обставляем жилье [0]
Оформление окон [0]
Шитье в интерьере [0]
Растения в доме [0]

Наш опрос
Как по Вашему, нужна ли такая услуга, как "Домашний мастер"???
Всего ответов: 140

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Практика создания интерьера » Освещение

Роль освещения в интерьере

Любое живое существо испытывает жизненную потребность в свете. От света зависит и нейровегетативное равновесие в человеческом организме. Свет используют также в медицине: с помощью красного света лечат анемию, с помощью синего — неврастению.

Как ни странно, чаще всего освещение недостаточно и агрессивно одновременно. Так, например, для правильного освещения рабочего стола школьника нужно около 500 ватт, но если просто поставить лампочку в 60 ватт у него перед глазами, то она будет слепить ему глаза.

В зависимости от направления светового потока освещение бывает прямым (направленным), отраженным, полупрямым и смешанным. При прямом освещении лучи света попадают непосредственно на ту плоскость, которую мы хотим осветить. Такой ослепительный свет обычно смягчают дополнительной подсветкой, чтобы избежать резких светотеней. При отраженном освещении поток света падает на плоскость или рабочее место после отражения от потолка или стен.


Небольшая зона освещения зрительно уменьшает пространство

Отраженный свет мягче, равномернее и приятнее: он не вызывает утомления глаз, не дает резкого контраста с тенью, не приводит к эффекту ослепления. Но при непрямом освещении примерно пятая часть света теряется. Полупрямое отражение получается в тех случаях, когда источник света находится в абажуре из матового, молочно-белого или дымчатого стекла. При смешанном освещении часть света направляется на потолок, а часть — прямо вниз. Чаще всего применяют смешанное и полупрямое освещение. Чтобы освещение не вредило зрению, избегайте эффекта ослепления. Не помещайте в комнатах блестящие предметы, способные отражать очень сильный свет. Не используйте лампы без абажуров, рассеивателей, отражателей: они наносят непоправимый вред зрению. Отражатели от старых абажуров из светлого прозрачного стекла замените на матовые или молочно-белые. Слишком интенсивные светильники, дающие яркий прямой свет, расположите как можно выше (поместите их над собой, а не перед собой, если речь идет о рабочем месте). Старайтесь, чтобы освещалось не лицо, а рабочее место.


Небольшая зона освещения, световой поток направлен вниз и вверх: комната зрительно сужается. Подобное вечернее освещение делает помещение более уютным

Резкий переход из освещенной территории на темную вреден для глаз. Чтобы этого не случилось, установите в квартире дополнительные источники света. Например, если в кухне светильник висит низко над столом, то, возможно, получается слишком резкий контраст между ярко освещенной столешницей и темными углами, и следует подумать о дополнительном светильнике. Если в большой комнате взгляд «скользит» по неравномерно освещенным участкам, возникает ощущение дискомфорта, и без дополнительных источников света не обойтись. Не рекомендуется работа под маленькой лампой, дающей яркий, интенсивный свет. Нельзя, чтобы мрак в комнате был густым.


Подобное освещение превращает комнату в две

При прямом освещении пучок света направлен на небольшой участок, а большая часть поверхности остается в тени. Возникающие при этом светотеневые контрасты изменяют привычный вид предметов. Следует учесть это при освещении произведений искусства, находящихся в вашей квартире. Неудачное освещение может испортить цвет стен и мебели. Например, неприятное впечатление производит комната, где интерьер решен в холодной гамме, освещенной теплым светом.

Цвет люстры или абажура также очень важен. Известно, что луч света, пропущенный через призму, раскладывается на цветовой спектр. Естественное или искусственное освещение придает предметам разный вид благодаря преимущественному цвету спектра.

Спектр лампы накаливания состоит в основном из оранжевого и красного цветов. То есть она излучает теплый свет, дающий хорошее восприятие лиц и предметов, окрашивая их в теплые тона. Небольшое количество синего цвета в спектральном составе видоизменяет фиолетовые, синие и зеленые предметы.

Спектр лампы дневного света (люминесцентной лампы) в целом можно назвать нейтральным. Однако преобладающий в старых лампах синий цвет способен при сильном накале преобразовывать синий цвет предмета в черный. Поэтому обычно такие лампы выпускают из молочно-белого стекла, которое немного смягчает необычный холодный свет. Люминесцентные лампы не рекомендуются для жилых помещений, так как цвета освещаемых предметов становятся плохо различимыми.

Различные природные материалы по-разному выглядят под лампой накаливания и под люминесцентной лампой. Алюминий очень холодно смотрится при освещении лампой дневного света, но теплее и ярче под лампой накаливания. Под люминесцентной лампой красное дерево становится ярче, полноцветнее, а древесина дуба — более темной и блестящей.


Лампы расположенные близко к полу, создают световой круг

Теплый цвет нуждается в теплом освещении. Лучше приобрести люстры и абажуры из прозрачных или полупрозрачных материалов, светлой (молочно-белой, слоновой кости) окраски. Внутри абажуры должны быть белыми или очень светлыми.

Темные абажуры могут выполнять лишь декоративную роль: они красивы в комнате при дневном свете, но в работе очень сильно поглощают световые лучи. Однако даже темно-синий снаружи абажур бра, если он белый изнутри и имеет сверху отверстия, пропускающие свет, дает достаточно освещения. Помните, что декоративные элементы, цветные узоры, украшающие люстру, абажуры, рассеиватели, поглощают свет.

Мощность электрической лампы, освещающей прихожую, может быть различной: 60 ватт — для коридора со светлыми стенами, 100 ватт — для более темной прихожей.

Достаточно просторный коридор нужно освещать как гостиную. Кроме плотно прилегающего к потолку светильника из опалового, матового стекла для прихожей можно порекомендовать светильник над входной дверью или на стене над креслом. Если источником света в прихожей служат настенные люминесцентные лампы, скройте источник света под ложным карнизом.


Узкая и длинная (в форме пенала) комната может стать зрительно шире при одностороннем местном освещении (торшер, лампа на туалетном столике у длинной стены)

Достаточно длинный, но узкий коридор, например 6 м в длину и 1 м в ширину, рекомендуется освещать двумя люминесцентными лампами по 40 ватт. Если прихожая небольшая, то два бра слева и справа от зеркала или трюмо могут заменить освещение с потолка. Не забывайте о том, что иногда дополнительный уют может придать размещение двух светильников на разной высоте.

Подбирая осветительные приборы для гостиной, нужно обязательно учитывать величину комнаты, ее цветовое решение. Обычно используют люстры, равномерно распределяющие свет, расположенные в центре потолка (хотя это необязательно) и освещающие его, т.е. с потоком света, направленным вверх. При использовании для освещения комнаты светильников-потолочников необходимы дополнительные источники света на стенах, чтобы получить мягкое освещение. Если стол располагается в центре гостиной, то достаточно освещения с потолка. Если он стоит у стены, то высоко на стене целесообразно укрепить светильник мощностью 150 ватт (или 2-3 лампы по 60 ватт). На невысокий стол можно поставить настольную лампу.


Чтоб шкаф казался менее глубоким, свет должен падать на него с фасада

Любителям ужинов при свечах (а надо 3-4 свечи в подсвечниках) следует также обязательно продумать ненавязчивое дополнительное освещение в столовой или на кухне. Свечи будут играть декоративную роль. Ощущение праздника можно создать, учитывая законы отражения света и светоцветовой зависимости: для этого нужно накрыть стол белой скатертью, расставить хрустальную посуду. И тогда при обычном освещении комната станет светлее, торжественнее, просторнее.

Библиотеку освещают осветительными приборами направленного действия, прикрепленными к потолку, или световым карнизом, крепящимся над верхней книжной полкой, или бра, настенными светильниками. Рекомендуемая мощность ламп при чтении — 100-200 ватт, при шитье — 200-300 ватт.

Рабочее место дополнительно освещается так: для чтения — источник света справа, для письма — слева. Светильник располагают обычно так, чтобы источник света находился в 30-40 см сбоку и на 25-30 см выше рабочей поверхности.

Темнота кинозала не подходит для просмотра телепередач, так как свечение маленького экрана работающего телевизора создает резкий контраст света и тени в комнате, что неблагоприятно влияет на зрение. Чтобы установить светотеневое равновесие, необходимы дополнительные источники света, расположенные за телевизором (мощность лампы — 40 ватт) или сверху, в середине комнаты. Например: телевизор стоит у стены, за ним настольная лампа, поток света которой направлен на белый потолок. Отраженный свет помогает получить мягкое, равномерное и приятное глазу изображение.

Комната выглядит просторнее, если осветительные приборы находятся внизу: на полу, на низкой мебели. Кухня должна быть очень хорошо освещена, даже если она небольшая. Здесь человек выполняет работу, требующую особой тщательности и напряжения зрения: мытье посуды, чистка овощей, приготовление пищи. Для основного освещения нужны лампы мощностью 100-150 ватт или люминесцентные (общей длиной не менее 0,8 м для кухни площадью в 7 м2). Свет лампы дневного света распределяется равномернее, чем свет лампы накаливания. Кроме того, нужно освещать разделочный столик и установить дополнительное освещение «для настроения».


Слишком длинную прихожую-коридор можно осветить при помощи торшера (пучок света направлен вверх и вниз)

Основное освещение для ванной — лампы накаливания под герметично закрепленным стеклом-колпаком из непрозрачных материалов, рассеивающих свет. Удобна и красива подсветка зеркала, вернее, лица. В продаже теперь можно найти готовые зеркала с подсветкой. Светильники должны иметь широкую рассеивающую поверхность. Размещают их сверху и снизу, слева и справа от зеркала. Именно так поступают визажисты при нанесении макияжа.

В спальне неуместен интенсивный слепящий свет. Прямое освещение, когда световой поток направлен прямо в лицо лежащему человеку, противопоказано. Для спальни подходят:

  • светильник на невысоком шкафу (если до потолка остается более полуметра);
  • источник света над кроватью для чтения лежа (торшер или бра) в метре от матраца, лампа мощностью 60-75 ватт;
  • настольная лампа у изголовья.

Возможно освещение на уровне пола (плинтусная проводка) или низкорасположенными источниками света. Свет, идущий снизу, словно облегчает тяжеловесные предметы, сглаживает объемы, высвобождает пространство.

Если спальня в вашей квартире является одновременно и жилой комнатой, можно освещать часть комнаты, установив источник света над книжными шкафами, и слева и справа от кровати прикрепить два одинаковых бра на разной высоте — одно у изголовья, другое под потолком.

В комнате маленького ребенка целесообразно установить дополнительно лампу мощностью 15 ватт, чтобы можно было ночью не включать основной свет.

Свет может исправить или сгладить недостатки помещения. В очень тесной прихожей ограничьтесь светильником возле двери. Малая зона освещения в комнате зрительно сокращает пространство.

Мощность лампы для освещения аквариума не должна превышать 50 ватт для аквариума объемом 30 литров. Свет должен падать на аквариум не более 4 часов в день, иначе на поверхности воды начнет появляться обильная зелень (свет способствует интенсивному делению клеток).

В больших комнатах источники непрямого света, бра с абажурами в виде чаши, открытой кверху, следует применять очень умеренно, лишь как дополнение к стационарным потолочным светильникам.

Для освещения картин, настенных ковров и гобеленов подойдут осветительные приборы направленного действия, снабженные рассеивающими люстрами. При этом одновременно должна освещаться стена, на которой висит картина (ковер, гобелен), что тем самым смягчает светотеневые контрасты. Для подсветки скульптур или статуэток лампу лучше закрепить сверху или на потолке. Лампа, скрытая за экраном с отверстиями, сделает очертания предметов более отчетливыми. Таким образом, единственный луч света, проходящий через отверстие, будет освещать только статую (этот способ используют и в музеях).

Из-за отражения лучей света от поверхности стенок витражей днем они не так заметны, как хотелось бы. Этот эффект устраняет искусственное освещение, расположенное сбоку от витража. При такой подсветке витраж хорошо смотрится и ночью, и днем. Источник света располагают над и под витражом (желательно, чтобы это были лампы с абажурами из опалового стекла). Люминесцентные лампы лучше подойдут для подсветки коллекций и предметов из керамики, дерева, железа и других недрагоценных металлов или предметов с матовой поверхностью, тогда как изделия их драгоценных металлов, блестящих материалов, предметы с глянцевой или лакированной поверхностью нужно освещать светильниками с лампой накаливания.

Кроме того, зачастую они позволяют экономить электроэнергию. Мощность их относительно невелика, но достаточна для эффективного освещения близко расположенных предметов направленным пучком света, который можно регулировать по своему усмотрению. Установка такой лампы требует хорошего вкуса хозяина дорогого предмета или коллекции. Все некрасивое с подсветкой выглядит вдвойне некрасиво.

Подсветка рассады весной или комнатных растений, находящихся в затемненных местах или на окнах, которые выходят на северную сторону, гарантирует улучшение их роста. Световой день растений можно увеличить с помощью люминесцентных ламп в корпусе из матового стекла, располагая их ниже над растениями.

Цветы на балконе, террасе, веранде, в оранжерее (по аналогии с освещением сада) можно освещать светофильтрами разных цветов для каждой поры года или настроения: зеленым — для того, чтобы подчеркнуть свежесть весенней зелени, желтым и красным - летом и осенью, чтобы привлечь внимание к цветам, фруктам, окраске осенней листвы.

Для хорошего освещения в среднем на 1 кв.м площади комнаты должно приходиться 15-20 ватт мощности лампочек. Таким образом, в комнате площадью 15 м2 суммарная мощность ламп накаливания должна равняться 225-300 ватт. При освещении лампами дневного света рекомендуемое количество ватт не единицу площади ниже.

В приведенной ниже таблице даны сведения о необходимом освещении комнат и рабочих мест.

Рекомендуемая минимальная мощность ламп, Вт/м2 Лампа накаливания Лампа дневного света
Кухня 30 10
Спальня 15 5
Рабочее место школьника 100 30
Место для чтения, шитья, работы. 100 30
Зал 20 7
Лестница 25 10
Коридор, прихожая, туалет, ванная 15 5

Нельзя использовать лампы с абажурами из прозрачного стекла: они утомляют глаза, хотя это и не так заметно, как при «голой» лампочке.

Абажур, выполненный из гофрированной бумаги, хорошо сочетается с простыми интерьерами, дает приглушенный свет. Он прекрасно используется как декоративный светильник. Гофрированные абажуры обычно делают из тех обоев, которыми оклеены стены комнаты. В противном случае есть опасность, что абажур будет казаться слишком пестрым. Гладкий бумажный абажур подходит к любому виду ламп. Лампа «свечного» типа с тремя маленькими абажурами создает больше уюта, чем светильник в три лампочки с одним большим абажуром.

Для обеденного стола лучше всего подходит лампа с абажуром в виде низкого конуса с широким основанием. Удобно, если она регулируется и ее можно поднимать и опускать. Рекомендуемый абажур — из грубой полупрозрачной бумаги или картона. Такой абажур направляет большую часть света вниз. Украшать кухонные абажуры шаблонными узорами, выполненными вдоль верхнего и нижнего края, вряд ли стоит, в отличие от маленьких абажуров, используемых в люстрах или в «светильниках-свечах». Абажур из складчатого или гофрированного материала подчеркивает форму лампы и ее фактуру. Такой абажур мягче рассеивает свет, а потому особенно подходит для спальни. Гофрированные абажуры часто применяются для ламп с керамической стойкой. Для придания ткани складок через верхнюю часть абажура можно продеть ленту, подобрав ее таким образом, чтобы она одновременно выглядела как декоративный элемент. Абажуры необычных форм лучше всего изготавливать из картона или грубой бумаги. Наибольшую зону комнаты освещают абажуры в форме усеченного конуса с широким основанием. Чем проще и менее прозрачен абажур, тем сильнее он подчеркивает форму ножки лампы. Каркас лампы в случае необходимости можно покрасить. Перед покраской пройдитесь по металлическим прутьям среднезерни-стой наждачной бумагой. Части комнаты, остающиеся в полумраке, можно оживить подсветкой бра или другими лампами, свет которых направлен кверху. Такие светильники наполняют помещение очень мягким, тихим сиянием. «Настенный» свет располагается обычно на уровне или чуть выше уровня глаз. Цвет светильника или абажура может как гармонировать, так и контрастировать с цветом стены.

Бра, которые питаются электричеством не через проводку, спрятанную под штукатуркой, а через шнур с вилкой, старайтесь располагать поближе к электрическим розеткам: длинные шнуры малоэстетичны.

Современные дизайнеры часто предпочитают вмонтированные в потолок лампы традиционным подвесным люстрам. Такие галогеновые или вольфрамовые рефлекторы дают более качественный свет, хотя без люстры нам бывает неуютно: освещение вмонтированными лампами ассоциируется у нас с магазинами и офисами. Еще один вариант — экономичные и практичные лампы с рефлекторами, лучи которых можно направлять по усмотрению и регулировать.

Освещение переносными лампами может быть только дополнительным, в придачу к основному — потолочному. Светильник для письменного стола должен легко регулироваться, поэтому современные настольные лампы — сооружения с множеством шариков и пружин. Они выпускаются как с тяжелой широкой подставкой (для того чтобы ставить на стол), так и с зажимом (чтобы укреплять на столешнице, спинке кровати и т.д.).

Из торшеров наиболее удобны те, высота которых регулируется. Такие торшеры можно использовать для освещения как малых, так и больших зон. Торшер хорошо вписывается в старинный и современный интерьер. Его корпус может быть изготовлен из обычного или кованого железа, бамбука, стали, тикового дерева, металла с медным или серебряным покрытием. Оригинальные торшеры могут быть выполнены из необычных материалов или предметов старины.

Светильники, размещенные на шинах, первоначально устанавливались в помещениях общественного и торгового назначения, но теперь они становятся популярными и в домах. Такая система обеспечивает освещение необычными регулируемыми потоками света. При этом помещение зрительно становится просторнее, ведь шины с проводкой и лампами располагаются в середине комнаты, ощутимо заполняя пространство, если учесть, что в большинстве квартир высота потолка составляет 2,5 м.

Приятное освещение для окружающего пространства обеспечивает источник света, расположенный за телевизором.

Для чтения желателен свет, поступающий наклонно сзади. Для работы за письменным столом свет должен падать сбоку, чтобы не происходило отражения по всей поверхности.

Для гостиного уголка следует продумать светильники так, чтобы падающий свет не закрывал лиц собеседников. В детской комнате освещение должно быть равномерным, желательно не дающим теней.

Дополнительная подсветка рабочей поверхности разделочного стола и плиты облегчает приготовление пищи и щадит глаза хозяйки.

В ванной рекомендуется установить светильники по обе стороны зеркала. Равномерное освещение обеденного стола и уют в помещении обеспечивается традиционным светильником с абажуром, подвешенным на небольшой высоте. Светильники на ночном столике удобны для тех, кто привык читать перед сном. Особенную атмосферу уюта дает также мягкий, сглаженный свет ламп с абажуром.



Источник: http://www.vnutri.com/practics/lighting/01.html
Категория: Освещение | Добавил: lactop (02.12.2009)
Просмотров: 4765 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [09.05.2024]
    (0)

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz